Корочанская центральная районная библиотека имени Н.С.Соханской (Кохановской)
Адрес: 309 210, Белгородская обл., г. Короча, ул. Советская, 24         Режим работы: с 10.00 до 19.00, четверг с 10.00 до 21.00, выходной - пятница

Родителям

Простые советы родителям, как воспитать и поддержать в детях привычку к чтению

 

Художественные произведения для домашнего чтения

 

Пять золотых правил для тех, кто хочет приучить ребенка к чтению

 
 
Простые советы родителям, как воспитать и поддержать в детях привычку к чтению
Чтение – это не только процесс, который помогает обучению человека грамоте, но самое главное, это возможность:
  • - воспитать интеллектуально развитую личность (для которой характерно рациональное познание и творческое мышление);
  • - на всю последующую жизнь заложить теплые, душевные отношения между двумя, а то и тремя поколениями «родителей-детей».

Для того чтобы механизм «воспитание читающего ребенка», «ребенка, для которого чтение на всю жизнь стало увлекательным и приятным времяпровождением» заработал, необходимо прямое активное участие родителей по привлечению их детей к чтению.   Если вы всерьез обеспокоены недостаточно заинтересованным отношением ребенка к чтению, им могут пригодиться советы американского психолога В. Уильямса. Вот некоторые из них:

  • Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.
  • Читайте детям вслух с самого раннего возраста.
  • Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.
  • Показывайте, что Вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.
  • Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.)
  • Читайте детям волшебные сказки.
  • Подпишитесь на журналы для ребенка (на его имя!) с учетом его интересов и увлечений. Пусть в доме будут журналы, сборники рассказов для детей и взрослых, газеты.
  • Пусть ребенок читает кому-нибудь из домашних или своим друзьям, которые еще не умеют читать.
  • Поощряйте чтение: наградой может быть новая книга, принадлежность для рисования, билеты в театр, поход в зоопарк или музей.
  • На видном месте дома повесьте список, где будет отражен процесс ребенка (сколько книг прочитано и за какой срок)
  • Если Вы путешествуете вместе с детьми, предложите им почитать о тех местах, куда Вы едете (и до, и после поездки)
  • Во время поездки на машине пусть дети слушают магнитофонные записи литературных произведений.
  • Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение.
  • Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками)
  • Устройте с детьми поход в библиотеку. 
  • Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой составлен фильм.
  • Поощряйте дружбу с детьми, которые любят читать.
  • В доме должна быть детская библиотека. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах, космических приключениях)
  • Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
  • Поощряйте чтение детей вслух, когда это возможно, чтобы развить их навык в чтении и уверенность в себе.
  • Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, писем к издателю, комиксов.
  • Поощряйте написание детьми собственных пьес или других сочинений.
  • Устраивайте вечера, посвященные любимым книгам.
Назад
 
Художественные произведения для домашнего чтения
Предлагаемые ниже списки литературы, разработанные доцентом кафедры дошкольной педагогики Московского городского педагогического университета Зинаидой Александровной Гриценко, помогут вам в принятии решения, когда и какую книгу прочесть вашему ребенку. Выходные данные книг, за редким исключением, не указаны, так как книги сейчас часто переиздаются.
 
Первый год жизни
  • Народные колыбельные песенки.
  • Пестушки.
  • Потешки.
  • Детские песенки.
Назад
 
Второй год жизни
  • А.Барто. Игрушки (цикл стихов).
  • В.Бианки. Лис и мышонок.
  • Б.Житков. Вечер.
  • В.Маяковский. Что ни страница, - то слон, то львица.
  • И.Токмакова. Где спит рыбка (сборник стихов).
  • К.Ушинский. Бишка. Петушок с семьей. Васька. Коровка. Лошадка. Две козы. Уточка. Пчелка на разведке.
  • Е.Чарушин. Волчишко. Томка. Как Томка не показался глупым. Как Томка научился плавать. Лисичка со скалочкой (и другие народные сказки о животных).
 
Третий год жизни
  • Б.Житков. Галка.
  • С.Козлов. Правда, мы будем всегда? (Сборник сказок, интересный для детей и взрослых любого возраста).
  • С.Маршак. Плывет – плывет кораблик (английские детские песенки).
  • В.Маяковский. Тучкины штучки.
  • Р.Сеф. Я сделал крылья и летел (сборник стихов).
  • К.Ушинский. Ветер и солнце.
  • Е.Чарушин. Страшный рассказ.
  • Для заучивания наизусть: «Петушок, петушок..», «Как у нашего кота..», «Огуречик, огуречик..», «Ветер по морю гуляет..», С.Черный «Приставалка», А.Барто «Мишка», «Кораблик», В.Берестов «Петушки», Н.Пикулева «Надувала кошка шар», Н.Саконская «Где мой пальчик?» и т.д.
 
Четвертый год жизни
  • Н.Абрамцева. А я кто?
  • Я.Аким. Стихи.
  • В.Бианки. Первая охота.
  • Б.Житков. Что я видел.
  • С.Махотин. Стихи.
  • Л.Пантелеев. Карусели.
  • Ш.Перро. Красная Шапочка. Е.Шварц. Красная Шапочка (пьеса – сказка).
  • М.Пришвин. Лисичкин хлеб. Золотой луг.
  • А.Пушкин. Сказка о царе Салтане.
  • Г.Сапгир. Приключения железного колпачка. Кубарик и Томатик (математика для малышей).
  • Д.Хармс. Стихи.
  • Д.Харрис. Сказки дядюшки Римуса.
  • Е.Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «Р». Глупый мальчишка.
  • Г.Цыферов. Сказки.
 
Пятый год жизни
  • И.Акимушкин. Жил – был медведь.
  • В.Бианки. Лесные домишки. Как Муравьишка домой спешил. Снежная книга.
  • Д.Биссет. Сказки.
  • В.Драгунский. Заколдованная буква.
  •  Р.Киплинг. Сказки.
  • Ю.Коваль. Сказки. Картофельная собака.
  • В.Одоевский. Городок в табакерке.
  • В.Осеева. Плохо. В одном доме. Хорошее. На катке.
  • Л.Пантелеев. Буква «Ты».
  • А.Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.
  • Сивка – Бурка (русская народная сказка).
  • П.Ершов. Конек – Горбунок.
  • Т.Собакин. Из переписки с коровой.
  • А.Усачев. Считалочка: сколько ног у осьминога.
  • Б.Шергин. Сказки о Шише.
 
Шестой год жизни
  • И.Акимушкин. Природа – чудесница.
  • С.Алексеев. Рассказы о Суворове.
  • В.Бахревский. Арсюша и другие шестилеточки.
  • В.Бианки. Красная горка.
  • В.Драгунский. Тайное становится явным.
  • В.Жуковский. Спящая красавица. 
  • М.Зощенко. Леля и Минька (цикл рассказов).
  • Ю.Коваль. Полынные сказки.
  • А.Милн. Винни – Пух и все – все – все и многое другое.
  • М.Москвина. Увеличительное стекло (сборник сказок).
  • В.Осеева. Что легче? Отомстила. Три товарища.
  • Э.Распе. Приключения барона Мюнхгаузена (пересказал для детей К.Чуковский).
  • Н.Романова. Муравей Красная Точка. Ящерица без хвоста.
  • С.Седов. Сказки про любовь. Сказки про мальчика Лешу.
  • Н.Сладков. В подводном лесу.
  • Г.Снегирев. Тунгус и Верный.
  • Т.Собакин. Собака, которая была кошкой.
  • А.Усачев. Стихи.
  • А.Пушкин. Сказки.
  • Е.Шварц. Два брата.
  • А.Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.
  • Ш.Перро. Спящая красавица. Принцесса  
 
Седьмой год жизни
  • И.Акимушкин. Жил-был ежик. Жила-была лисица. Чем кролик на зайца не похож.
  • Г.X. Андерсен. Сказки. Г. Цыферов. Мой Андерсен.
  • Л.Андреев. Кусака.
  • А.Гайдар. Голубая чашка. Чук и Гек. Горячий камень.
  • В.Голявкин. Мой добрый папа.
  • Э.Т.А. Гофман. Щелкунчик и Мышиный Король.
  • В.Жуковский. Баллады.
  • С.Иванов. Зимняя девочка (рассказы и повесть).
  • Ю. Коваль. Самая легкая лодка в мире.
  • Т. Крюкова. Алле-оп, или Тайна черного ящика.
  • О. Кургузое. По следам «Почемучки». Про каплю Акву.
  • С. Лагерлеф. Путешествие Нильса с дикими гусями (повесть-сказка, свободный пересказ 3. Задунайской и А. Любарской).
  • А. Линдгрен. Три повести о Малыше и Карлсоне.
  • Е. Перехвальская. Откуда азбука пошла.
  • О. Перовская. Ребята и зверята.
  • С. Аксаков. Аленький цветочек.
  • Приключения Одиссея (по мотивам мифов Древней Греции, пересказ Л. Яхнина).
  • А. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке.
  • К. Станюкович. Максимка.
  • Э. Успенский. Красная рука, черная простыня, зеленые пальцы: Страшная повесть для бесстрашных детей. Жуткий детский фольклор.
  • Г. Цыферов. Тайна запечного сверчка (маленькие сказки о детстве Моцарта).
  • А. Чехов. Белолобый. Каштанка. Ванька.
  • Е. Шварц. Сказка о потерянном времени.
  • Перышко Финиста-ясна сокола.
Назад
 
Зарубежная детская литература
  • Г. X. Андерсен. Сказки.
  • Д. Биссет. Сказки.
  • В. Гауф. Карлик Нос. Маленький Мук.
  • Э. Т. А. Гофман. Щелкунчик и Мышиный Король.
  • П. Гэллико. Дженни. Томасина. Ослиное чудо (пер. с англ. Н.Трауберг).
  • Ф. Зальтен. Бэмби (лесная сказка).
  • Р. Киплинг. Сказки.
  • А. Милн. Винни-Пух и все-все-все и многое другое (повесть-сказка, пер. с англ. Б. Заходера).
  • Немецкие народные сказки (в обр. братьев Гримм).
  • Ш. Перро. Сказки.
  • Б. Поттер. Ухти-Тухти.
  • О. Пройслер. Маленькая Баба Яга.
  • Э. Распе. Приключения барона Мюнхгаузена (пересказал для детей К. Чуковский).
  • Дж. Родари. Приключения Чиполлино. Путешествие Голубой стрелы. Римские фантазии.
  • Стихи Я. Бжехвы, С. Ваятели, Г. Виеру, У. де ла Мэра (пер. В. Лунина), Дж. Родари, Ю. Тувима, Э. Фарджон.
  • Тысяча и одна ночь (арабские сказки).
  • Д. Харрис. Сказки дядюшки Римуса.
Назад
 
Имена поэтов, чьи стихи нужно читать дошкольникам
Я. Аким, 3. Александрова, К. Бальмонт, А. Барто, В. Берестов, Т. Белозеров, Е. Благинина, Т. Бокова, М. Бородицкая, А. Введенский, Ю. Владимиров, Г. Галина, О. Григорьев, И. Дементьев, М. Дружинина, В. Друк, Н. Заболоцкий, Б. Заходер, Л. Квитко, Ю. Коваль, С. Козлов, Р. Кудашева, Ю. Кушак, Г. Лагздынь, Н. Ламм, В. Лунин, И. Мазнин, А. Майков, С. Маршак, С. Махотин, В. Маяковский, С.Михалков, Л. Модзалевский, М. Моравская, М. Мошковская, В. Орлов, Г. Остер, И. Пивоварова, А. Плещеев, С. Пше-ничных, Г. Сапгир, Т. Собакин, П. Соловьева, В. Степанов, И. Суриков, И. Токмакова, Ф. Тютчев, А. Усачев, А. Фет, Д. Хармс, Саша Черный, К. Чуковский, А. Шишков, М. Яснов.
Назад
 
Имена писателей, создающих природоведческую литературу
И. Акимушкин, В. Бианки, Ю. Дмитриев, Ю. Линник, М. Пришвин, Н. Романова, С. Сахарнов, Г. Скребицкий, Н. Сладков, Г. Снегирев, И. Соколов-Микитов, В. Чаплина, Е. Чарушин, Э. Шим, И. Шурко.
Назад
 
Азбуки
  • Е. Благинина. Букварик.
  • Г. Виеру. Веселая азбука (пер. с молд. В. Берестова).
  • Б. Заходер. Мохнатая азбука.
  • С. Маршак. Про все на свете. Живые буквы. Автобус номер двадцать шесть.
  • С. Михалков. Азбука.
  • Г. Сапгир. Журавлиная книга. Забавная азбука. Букварь.
  • В. Степанов. Звонок на урок. Веселая азбука. Птичья азбука.
  • Н. Стожкова. Азбука Африки.
  • И. Токмакова. Букваринск.
  • А. Усачев. Азбука.
  • Г. Юдин. Букваренок.
  • Л. Яковлев. Моя азбука в стихах.
  • М. Яснов. Праздник букваря.
Назад
 
Произведения, близкие к жанру азбуки
  • Е. Гай, Ф. Лев. Зверь на букву «Ю».
  • Б. Заходер. Песенка-азбука. Буква «Я»- Диета термита.
  • К. Льдов. Господин учитель Жук.
  • Э. Мошковская. Сказка про Ъ и Ь знак.
  • М. Шварц. Буква «И».
Назад
 
Пять золотых правил для тех, кто хочет приучить ребенка к чтению
  1. То, что вы узнали в детстве, останется с вами навсегда. Не бывает слишком маленьких детей для того, чтобы читать им сказки и стихи. Раннее знакомство с книгами – лучший способ на всю жизнь привить ребенку любовь к чтению.
  2. Дети и взрослые живут в одном и том же мире. Дети хотят как можно быстрее вырасти, поэтому им и интересна жизнь взрослых. Так давайте холить и лелеять детей, но при этом не стоит их прятать под стеклянный колпак.
  3. Мы учимся у людей, которыми восхищаемся. Дети восхищаются своими родителями и учителями. Если взрослые говорят о книгах с любовью и увлечением, дети обязательно последуют их примеру.
  4. Не существует такого понятия, как средний ребенок. Одному ребенку интересны атласы, а другой любит поэзию. Один – реалист, а другой – мечтатель. Вашим девизом должны стать слова: «Каждому ребенку – нужная книга в нужное время».
  5. Искусство соблазнения. Прежде чем увлечь ребенка чтением, нужно будет познакомить его с увлекательными историями и красивыми картинками, искусно напечатанными на хорошей бумаге. Соблазнить ребенка чтением не так уж сложно, ведь почти все дети, так же как и большинство взрослых, просто обожают разные истории.

Назад

Besucherzahler
счетчик посещений